Простая установочная беседа с детьми помогает акцентировать внимание ребенка на какой-либо теме, будь то природа, экология, литература, просмотр мультфильма или тематического материала, решение какой-либо задачи.
В этом смысле воспитатель или родитель проводит установочную беседу в целях обобщения, углубления в вопрос, или уточнения какой-то важной для восприятия информации. Простыми словами детям задается условие задачи, которую нужно решить.
Направлена установочная беседа на умственное развитие и развитие речи детей. Вспомните, в школе учителя на уроке предлагают ученику проговаривать условие и решение задачи, написанной на доске. Это тоже пример установочной беседы с детьми, которая помогает ребенку понимать саму суть поставленной задачи.
Пример установочной беседы: чтение сказки
Воспитатель сообщает группе в детском саду, что сегодня она прочитает им сказку «Кот в сапогах». Перед началом чтения она просит детей внимательно послушать сказку. Обозначает, что ей в детстве бабушка подарила такую же сказку, и она ее очень любила. Для привлечения вниманияона задает наводящие вопросы типа: «Дети, а у кого из вас дома есть котик?»
Как правило, дети с удовольствием начинают рассказывать о своем домашнем питомце, тянут руки, что бы рассказать самый интересный случай, произошедший с их любимцем. Происходит установление контакта. Далее воспитатель предлагает представить, что эта сказка могла быть написана про их Мурку, Пушка и еще кого-нибудь. У детей появляется любопытство и интерес к сказке.
И уже непосредственно перед прочтением сказки воспитатель предлагает запомнить, где происходит действие сказки, каким им представляется Кот и его хозяин, и прочие наводящие вопросы.
Второй пример установочной беседы: прогулка на природе
Перед прогулкой, например в парк, воспитатель сообщает детям, что сегодня они увидят белочку и её домик. Тут же задается вопрос: «А кто из вас видел белочку?» «Видели, какой у неё красивый хвостик?» «А кто скажет, что грызла белочка в сказке? – Правильно, орешки. Вот сегодня мы посмотрим, какая красивая у нее шерстка и как она грызет орешки».
У детей появляется одновременно интерес к самому животному и упомянутой известной сказке А.С.Пушкина.
Таким образом, установочная беседа с детьми помогает обратить внимание ребенка на форму, действие, цвет и любое другое описание интересующего вопроса. Дети становятся более раскрепощенными, идут с явным удовольствием на контакт. В памяти откладываются знания, полученные в игровом варианте. Ребенок становится более эрудированным.
Развитие эрудиции ребенка
Специалисты рекомендуют проводить установочные беседы с детьми дошкольного возраста абсолютно по любой теме. Продолжительность такой беседы должна быть не более 10-15 минут. Большее время не рекомендуется, так как ребенок 4-5 лет способен быстро утратить интерес к происходящему и переключить свое внимание на более интересное занятие.
Воспитатель должен прочувствовать ситуацию. В случае, если детей не удается заинтересовать, следует закончить беседу раньше, лучше на высокой ноте, и перейти непосредственно к действию: просмотру мультфильма, чтению сказки, походу на прогулку.
Закончить беседу нужно кратко, но эмоционально, ярко. Например: «Итак, дети, давайте скорее пойдем навестим белочку».
Главное в установочной беседе – задать тон, вызвать интерес к необходимой теме. Результатом будет радость детских глаз от увиденного или услышанного. Желание поделиться мнением. Рассказать, что понравилось больше всего.
Таким образом, установочная беседа с детьми помогает и воспитателю во вкладывании необходимых начальных знаний дошкольника, и детям в психологическом, этическом и умственном развитии.
Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.